ИНДИЙСКАЯ (САНСКРИТСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
Автор пересказов П. А. Гринцер
Шрихарша (Sriharsa) вторая половина XII в.
Приключения нишадхца (Naisadha-carita) — Эпическая поэма, перелагающая
легенду о Нале и Дамаянти из «Махабхараты»
Посреди Индии в горах Виндхья расположена страна Нишадха, и владыкой
ее был благородный и великодушный царь Нала. Неподалеку от Нишадхи находилась
другая страна — Видарбха, и там у царя Бхимы родилась дочь Дамаянти,
красавица, равной которой не было ни среди богов, ни среди смертных.
В окружении Налы придворные часто славили красоту Дамаянти, в окружении
Дамаянти столь же часто восхваляли достоинства Налы, и молодые люди,
еще не встретившись, полюбили друг друга. Однажды в царском саду Нале
удается поймать златоперого гуся, который обещает, если Нала его отпустит,
полететь в Видарбху и рассказать Дамаянти о его любви. Нала отпускает
гуся, и тот, выполнив свое обещание, прилетает обратно в Нишадху и,
к великой радости Налы, оповещает его об ответной любви Дамаянти.
Когда Дамаянти вошла в пору цветущей юности, царь Бхима по ее просьбе
назначает для нее сваямвару — свободный выбор жениха невестой. На сваямвару
Дамаянти, привлеченные слухом о ее красоте и прелести, поспешают не
только цари из всех пределов земли, но и многие небожители. На пути
в Видарбху царь богов Индра, бог огня Агни, владыка вод Варуна и бог
смерти Яма встречают Налу и просят его быть их посланцем, который предложил
бы Дамаянти выбрать себе в мужья кого-либо из них четверых. Как ни горько
Нале принять на себя такое поручение, из чувства почтения к богам он
добросовестно его исполняет. Однако Дамаянти, выслушав нишадхца, утешает
его признанием, что он ей дорог больше любого бога и она выберет в женихи
только его. Божественным зрением проникнув в намерения Дамаянти, Индра,
Агни, Варуна и Яма — каждый принимает на сваямваре облик Налы, и Дамаянти,
поскольку царь Нишадхи и сам стоит рядом с богами, приходится выбирать
между пятью Налами. Сердце подсказывает ей правильное решение: она отличает
богов по их немигающему взору, по невянущим цветочным венкам, по незапыленным
ногам, не касающимся земли, и решительно указывает на истинного Налу
— в увядшем венке, покрытого пылью и потом. Все соискатели руки Дамаянти,
и боги, и цари, признают ее выбор, восхваляют глубину ее чувства, преподносят
жениху и невесте богатые дары; и только злой дух Кали, также явившийся
на сваямвару, проникается ненавистью к Нале и клянется ему отомстить.
Впрочем, рассказ о мести Кали: его вселении в душу Налы, проигрыше Налой
царства и всего, что ему принадлежит, во время игры в кости, его безумии
и скитаниях по лесу, разлуке с Дамаянти и воссоединении с нею лишь после
многих бедствий и страданий — рассказ, подробно поведанный в «Махабхарате»,
— остается вне рамок поэмы Шрихарши. Она в отличие от «Махабхараты»
заканчивается описанием торжественной свадьбы Налы и Дамаянти и их счастливой
любви.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|