АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Рим
Луций Анней Сенека (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 4 до н. э. — 65
н. э.)
Фиест (Thyestes) — Трагедия (40–50-е ?)
Герои этой трагедии — два царя-злодея из города Аргоса, Атрей и Фиест.
Сыном этого Атрея был знаменитый вождь греков в Троянской войне Агамемнон
— тот, которого убила его жена Клитемнестра, а ее за это убил их сын
Орест (и Эсхил написал об этом свою «Орестею» ). Когда греки спрашивали,
за что были такие ужасы, то на это отвечали: «За грехи предков». Череда
этих грехов началась очень давно.
Первым грешником был Тантал, могучий царь Малой Азии. Сами боги сходили
с небес пировать в его дворце. Но Тантал оказался нечестивцем: не поверил,
что боги всеведущи, и решил испытать их страшным испытанием. Он зарезал
своего сына Пелопа, сварил в котле и подал его мясо к столу богов. Боги
вознегодовали: Пелопа они воскресили и исцелили, а Тантала низвергли
в Аид и казнили «танталовыми муками» — вечным голодом и жаждой. Он стоит
в реке под сенью плодовых ветвей, но не может ни есть, ни пить; когда
тянется к плодам, они ускользают, когда клонится к воде, она высыхает.
Вторым грешником был тот самый Пелоп, сын Тантала. Из Малой Азии он
пришел в Южную Грецию и отбил ее у злого царя, который застаплял пришельцев
состязаться с ним в колесничном беге, а побежденных убивал. Пелоп победил
его хитростью: подкупил царского возницу, тот вынул втулку, которой
держалось колесо на оси, колесница разбилась, и царь погиб. Но Пелоп
захотел скрыть свое коварство; вместо награды он столкнул царского возницу
в море, и тот, падая, проклял за вероломство и Пелопа и всех его потомков.
В третьем поколении грешниками стали Атрей и фиест, сыновья Пелопа.
Они стали спорить за власть над Аргосом. В Пелоповом стаде был золоторунный
баран — знак царской власти; его унаследовал Атрей, но Фиест обольстил
жену Атрея и похитил барана. Начались раздоры, Фиест был изгнан и жил,
бедствуя, в нищете. Царство досталось Атрею, но ему этого было мало:
он хотел отомстить брату за обольщение жены. Он вспомнил Танталов людоедский
пир: он решил зарезать детей Фиеста и накормить Фиеста их мясом. Так
он и сделал; боги ужаснулись, само Солнце свернуло с небесного пути,
чтоб не видеть страшной трапезы. Об этом и написал свою кровавую трагедию
Сенека.
Предчувствие ужасов начинается с первых же строк. Тень Тантала является
из преисподней, ее гонит Эринния (по-латыни — «фурия» ): «Ты зарезал
своего сына в пищу богам — внуши теперь, чтоб твой внук зарезал сыновей
другого внука в пищу отцу!» — «Отпусти меня — лучше терпеть пытку, чем
быть пыткой!» — «Делай свое дело: пусть грешники под землей радуются
своим казням, пусть знают, что на земле страшнее, чем в аду!» Безликий
хор поет о грехах Тантала — теперь они множатся в его потомстве.
Внушенная мысль приходит в голову Атрея: «Ничтожен царь, медлящий
мстить! Почему я еще не преступен? Злодейство ждет меж братом и братом
— кто первый протянет к нему руку?» «Убей фиеста», — говорит советник.
«Нет: смерть — это милость: я задумал большее». — «Чем же вздумал ты
погубить фиеста?» — «Самим фиестом!» — «Чем заманишь его в плен?» —
«Посулю полцарства: ради власти сам придет». — «Не боишься божьей кары?»
— «Пусть рухнет на меня Пелопов дом — лишь бы рухнул и на брата». Хор,
глядя на это, поет: нет, царь не тот, кто богат и могуч! истинный царь
— тот, кто чужд страстей и страхов, кто тверд и покоен духом.
Фиест научился этому в изгнании, но не до конца. Он снес беду, но
не снес тягот. Он знает: «Нет царства больше, чем без царств довольным
быть! Злодейство во дворцах живет — не в хижинах»; но в душе его страх.
«Чего боишься?» — спрашивает сын. «Всего», — отвечает фиест и все-таки
идет к Атрею. Атрей выходит навстречу. «Я рад видеть брата! — говорит
он (и это правда). — Будь царем со мною!» «Оставь меня в ничтожестве»,
— отвечает Фиест, «Ты отказываешься от счастья?» — «Да, ибо знаю: счастье
переменчиво». — «Не лишай меня славы поделиться властью! — говорит Атрей.
— Быть у власти — случайность, отдать власть — доблесть». И Фиест уступает.
Хор рад миру, но напоминает себе: радость не бывает долгой.
О злодействе, как водится, рассказывает вестник. Есть темная роща,
посвященная Пелопу, где стонут стволы и бродят призраки; там у алтаря,
как жертвенных животных, зарезал Атрей фиестовых сыновей — одному снес
голову, другому перерезал горло, третьему пронзил сердце. Дрогнула земля,
пошатнулся дворец, черная звезда скатилась с небес. «О ужас!» — восклицает
хор. Нет, ужас впереди: царь рассекает тела, мясо кипит в котле и шипит
на вертелах, огонь не хочет гореть под ними, дым черной тучей нависает
над домом. Не ведающий беды фиест пирует с братом и дивится, что кусок
не идет ему в горло, что дыбом встают умащенные волосы. Хор глядит в
небо, где Солнце с полпути повернуло вспять, тьма встает с горизонта
— не конец ли это света, не смешается ли мир в новом Хаосе?
Атрей торжествует: «Жаль, что тьма и что боги не видят мое дело, —
но мне довольно, что его увидит Фиест! Вот он пьет последнюю чашу, где
с вином смешана кровь его сыновей. Пора!» На блюде вносят отрезанные
головы Фиестовых детей. «Узнаешь сыновей?» — «Узнаю брата! О, дай мне
хотя бы похоронить их тела!» — «Они уже похоронены — в тебе». — «Где
мой меч, чтобы я пронзил себя?» — «Пронзи — и пронзишь сыновей у себе».
— «Чем сыновья виновны?» — «Тем, что ты — их отец». — «Где мера злодеянью?»
— «Есть мера преступлению — нет меры возмездию!» — «Гряньте, боги, молниями:
пусть я стану сам погребальным костром сыновьям своим!» — «Ты обольстил
мою жену — ты сам первым убил бы моих детей, если бы не думал, что они
— твои». — «Боги-мстители, будьте карою Атрею». — «А тебе вечной карою
— твои сыновья в тебе!»
Хор безмолвствует.
М. Л. Гаспаров
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|