ИНДИЙСКАЯ (САНСКРИТСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
Автор пересказов П. А. Гринцер
Панчатантра (Pancatantra) «Пятикнижие»
«Пятикнижие» — всемирно известное собрание индийских сказок, басен,
рассказов и притч. Вставные рассказы «Панчатантры» (около 100 в разных
версиях), проникшие в литературу и фольклор многих народов, объединены
рамочными историями, имеющими ту или иную дидактическую установку
У царя Амарашакти было три глупых и ленивых сына. Чтобы пробудить
их разум, царь призвал мудреца Вишнушармана, и тот взялся за шесть месяцев
обучить царевичей науке правильного поведения. С этой целью он сочинил
пять книг, которые поочередно поведал своим ученикам.
Книга первая: «Разъединение друзей»
Некий купец оставляет в лесу умирающего быка Сандживаку. От родниковой
воды и сочной травы бык постепенно окреп, и вскоре его могучий рев начинает
пугать царя лесных зверей льва Пингалаку. Советники Пингалаки шакалы
Даманака и Каратака разыскивают быка и заключают между ним и львом союз.
Со временем дружба Сандживаки и Пингалаки становится настолько крепкой
и близкой, что царь начинает пренебрегать прежним своим окружением.
Тогда оставшиеся не у дел шакалы их ссорят. Они клевещут льву на быка,
обвиняя Сандживаку в том, что он задумал захватить царскую власть, а
быка, в свою очередь, предостерегают, что Пингалака хочет полакомиться
его мясом. Обманутые шакалами, Пингалака и Сандживака нападают друг
на друга, и лев убивает быка.
Книга вторая: «Приобретение друзей»
Голуби попадают в сеть, расставленную охотником, но им удается взлететь
вместе с сетью и прилететь к норе мыши Хираньи, которая разгрызает сеть
и освобождает голубей. Все это видит ворон Лагхупатанака и, восхищенный
умом и ловкостью мыши, вступает с нею в дружбу. В стране между тем наступает
засуха, и ворон, посадив Хиранью на спину, перелетает с ней к озеру,
где живет друг мыши черепаха Мантхарака. Вскоре, убежав от охотника,
к ним присоединяется лань Читранга, и все четверо, искренне привязавшись
друг к другу, добывают совместно пишу и проводят время в мудрых беседах.
Однажды, однако, лань запуталась в силках, а когда Хиранья ее освободила,
в руки охотника попадает медлительная черепаха, не успевшая скрыться
вместе с друзьями. Тогда лань притворяется мертвой, ворон, чтобы у охотника
не было сомнений в ее смерти, делает вид, что выклевывает ей глаза,
но едва тот, бросив черепаху, спешит за легкой добычей, четверо друзей
убегают и отныне живут безмятежно и счастливо.
Книга третья: «О воронах и совах»
На большом баньяновом дереве живут вороны, а неподалеку в горной пещере-крепости
несчетное множество сов. Более сильные и жестокие совы постоянно убивают
воронов, и те собираются на совет, на котором один из министров вороньего
царя по имени Стхирадживин предлагает прибегнуть к военной хитрости.
Он изображает ссору со своим царем, после которой вороны, обмазав его
кровью, бросают у подножия дерева. Совы принимают якобы израненного
своими сородичами Стхирадживина как перебежчика и селят в гнезде у входа
в пещеру. Стхирадживин потихоньку наполняет свое гнездо древесными ветвями,
а затем извещает воронов, что они могут прилететь и поджечь гнездо вместе
с пещерой. Те так и делают и таким образом расправляются со своими врагами,
которые гибнут в огне.
Книга четвертая: «Утрата приобретенного»
Около моря растет пальма, на которой живет обезьяна Рактамукха. Она
знакомится с дельфином Викараламукхой, который ежедневно подплывает
к дереву и дружески беседует с обезьяной. Это вызывает ревность жены
дельфина, и она требует, чтобы муж принес ей на обед сердце обезьяны.
Как ни тяжко это дельфину, он по слабости характера вынужден подчиниться
требованию жены. Чтобы добыть сердце обезьяны, Викараламукха приглашает
ее к себе домой и плывет с нею на спине по бездонному морю. Понимая,
что обезьяне теперь никуда не деться, он признается ей в своем замысле.
Сохранив присутствие духа, Рактамукха восклицает: «Что же ты мне не
сказал раньше? Тогда бы я не оставила свое сердце в дупле дерева». Глупый
дельфин возвращается к берегу, обезьяна прыгает на пальму и тем самым
спасает свою жизнь.
Книга пятая: «Безрассудные поступки»
Некий отшельник дарит четверым беднякам-брахманам четыре светильника
и обещает, что, если они отправятся в Гималайские горы, каждый из них
там, где упадет его светильник, отыщет клад. У первого брахмана светильник
падает на клад из меди, у второго — на клад из серебра, у третьего —
на клад из золота, и он предлагает четвертому остаться с ним и разделить
это золото поровну. Но тот в надежде, что ему, наверное, достанутся
более дорогие, чем золото, алмазы, идет дальше и вскоре встречается
с человеком, на голове которого вертится острое колесо, обагряя его
кровью. Колесо это тотчас перескакивает на голову четвертого брахмана,
и теперь, как объясняет избавившийся от страданий незнакомец, оно останется
на брахмане до тех пор, пока не придет еще один чересчур алчный искатель
богатства.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|