ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Роман о Розе (Roman de la Rose)
Гийом де Лоррис (Guillaume de Lorris) 1205-1240
Автор 1-й части поэмы (ок. 1230 — 1240)
Жан де Мен (Jean de Meun) ок. 1250 — 1305
Автор 2-й части поэмы (ок. 1275–1280)
Первая часть
Поэт видит во сне, как он ранним майским утром, гуляя, выходит за
город, чтобы послушать пение соловья и жаворонка, и оказывается перед
неприступными стенами, которые окружают таинственный сад. На стенах
он видит изображения различных фигур, которые символизируют Ненависть,
Измену, Корыстолюбие, Скупость, Зависть, Уныние, Старость, Время, Лицемерие
и Бедность. Они преграждают ему дорогу в сад, но Беззаботность, подруга
Утехи, впускает его туда через узенькую дверцу. Войдя в сад, он видит
хоровод, который ведет Веселье, а среди танцующих узнает Красоту, Богатство,
Щедрость, Великодушие, Любезность и Юность. Он очарован: его окружают
прекрасные цветы и деревья, сказочные птицы оглашают сад любви сладкозвучным
пением, всюду царит радость и беззаботное веселье. Гуляя по саду, он
приходит к источнику Нарцисса, в котором видит зеркальное отражение
всего сада и прекрасные розы. Остановившись перед нераспустившейся розой,
он погружается в созерцание. В это время Амур, вооруженный луком и стрелами,
который все это время следовал за юношей, куда бы тот ни шел, ранит
его пятью стрелами, имена которых — Красота, Простота, Любезность, Радушие
и Миловидность.
Пронзенный стрелами Амура, юноша, пылая нежной страстью, объявляет
себя вассалом Любви. Амур поучает его, как он должен себя вести, чтобы
добиться расположения любимой: ему необходимо отречься от всего низменного,
всецело предаться служению даме сердца, выказывать верность и щедрость,
а также следить за своей внешностью и манерами. Затем Амур отмыкает
своим ключом сердце юноши и знакомит его с посланцами любви: бедами
и благами. Блага любви — это Надежда, Сладостная Мысль, Сладкоречие,
Сладостный Взор.
Ободренный Благосклонным Приемом, влюбленный приближается к Розе,
но он слишком пылок, и его необдуманное поведение приводит к тому, что
появляются стражи Розы: Сопротивление, Страх и Стыд, которые преграждают
ему путь. Ослепленный страстью, юноша упрямо пытается добиться взаимности
любимой, не слушаясь советов Разума, который, наблюдая за ним со своей
высокой башни, призывает к умеренности и воздержанности. Друг подсказывает
влюбленному, как утихомирить стражей, а Амур посылает ему на помощь
Великодушие и Жалость. Но когда стражи умиротворены и Сопротивление
наконец сломлено, на пути юноши встает Целомудренность. Тогда в дело
вмешивается Венера, и благодаря ее содействию влюбленному удается поцеловать
Розу. Это вызывает гнев стражей: Злоязычие призывает Ревность, они пробуждают
Сопротивление и возводят вокруг Розы неприступный замок, в стены которого
заключают Благосклонный Прием. Юноша сетует на непостоянство Амура и
Фортуны и оплакивает свою горькую участь.
Вторая часть
Слово берет Разум: он осуждает пылкого юношу за то, что тот поддался
любовной страсти, предостерегает его от лживости и коварства женщин.
Лишь по причине своей юности и неопытности влюбленному прощается его
легкомысленное поведение. Разум объясняет ему, что любовь по самой своей
природе служит цели сохранения и воспроизведения человеческого рода,
а сопутствующие ей чувственные радости не должны становиться самоцелью.
Однако в этом падшем мире, подверженном порокам и страстям, не сама
любовь, а лишь любовные наслаждения привлекают к себе большинство мужчин
и женщин. Необходимо стремиться к наивысшей любви, а это — любовь к
ближнему.
Влюбленный разочарован речами Разума и не внемлет его советам. Он
обращается за помощью к Богатству и просит его освободить из заточения
Благосклонный Прием. Но Богатство с негодованием отказывается, ибо Благосклонный
Прием никогда не уделял ему внимания.
Тогда Любовь сама решает взять приступом стены замка. Среди ее приближенных
присутствуют Скрытность и Притворство, которые пользуются при дворе
Любви большим влиянием. Притворство рассказывает Любви о том, как можно
добиться цели, действуя лишь обманом и лестью. Друг также убеждает юношу
в том, что Скрытность и Притворство — наилучшие союзницы Любви, и он
соглашается с ним.
Тем временем Амур собирает войско, чтобы взять штурмом замок. Желая
заручиться поддержкой своей матери, Венеры, он посылает к ней Великодушие
и Сладостный Взор. В воздушной колеснице, запряженной стаей голубок,
Венера спешит на помощь. Она возмущена тем, что Целомудренность препятствует
сближению юноши с Розой, и обещает, что отныне не потерпит, чтобы женщины
столь ревностно хранили целомудрие.
Под предводительством Притворства войско Амура захватывает замок:
Злоязычие побеждено, Благосклонный Прием освобожден из плена. Но когда
влюбленный собирается сорвать Розу, вновь ему препятствуют Сопротивление,
Стыд и Страх.
Все это время Природа в неустанных заботах о сохранении жизни трудится
в своей кузнице. В исповеди перед Гением Природа говорит о том, что
все в этом мире подчинено ее законам. Только люди в погоне за преходящими
плотскими радостями зачастую пренебрегают одной из ее важнейших заповедей:
плодитесь и размножайтесь. Гений отправляется к войску Любви и передает
всем жалобы Природы. Амур облачает Гения в священнические одежды, вручает
ему перстень, посох и митру, а Венера дает ему зажженную свечу. Все
войско, перед тем как идти на штурм, посылает проклятия Целомудренности.
Наконец наступает час битвы: Гений бросает зажженную свечу на крепостную
стену, Венера бросает на нее свой факел. Стыд и Страх побеждены и обращаются
в бегство. Благосклонный Прием позволяет юноше приблизиться к прекрасной
Розе, он срывает ее и — просыпается.
В. В. Рынкевич
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|