АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Греция
Менандр (Menander) 324–293 до н. э.
Брюзга (Dyskolos) — Комедия
Эта комедия в переводе имеет и другое название — «Человеконенавистник».
Главный ее персонаж, крестьянин Кнемон, в конце жизни изуверился в людях
и возненавидел буквально весь мир. Впрочем, брюзгою он был, вероятно,
от рождения. Ибо жена бросила его именно за дурной нрав.
Живет Кнемон в деревне, в Аттике, близ Афин. Обрабатывает скудное
поле и растит дочь, которую любит без памяти. Рядом живет и его пасынок
Горгий, который, несмотря на дурной нрав отчима, относится к нему хорошо.
Сострат, богатый молодой человек, случайно увидавший дочь Кнемона,
влюбляется в нее и предпринимает всевозможные попытки познакомиться
с прекрасной скромной девушкой, а заодно — и с ее нелюдимым отцом.
В начале первого действия лесной бог Пан (его пещера-святилище находится
тут же, неподалеку от дома и поля Кнемона) сообщает зрителям краткую
предысторию грядущих событий. Кстати, это именно он сделал так, что
Сострат влюбился в дочь нелюдимого брюзги.
Херея, приятель и приживал Сострата, советует влюбленному действовать
решительно. Впрочем, оказывается, что Сострат уже послал на разведку
в усадьбу Кнемона раба Пиррия, который к моменту нашего действия возвращается
в панике; Кнемон прогнал его самым недвусмысленным образом, забросав
землей и камнями...
На сцене появляется Кнемон, не замечая присутствующих, и говорит сам
себе: «Ну, разве не был счастлив, и вдвойне притом, / Персей? Во-первых,
обладая крыльями, / Он ото всех, кто землю топчет, скрыться мог. / А
во-вторых, любого, кто в докуку был, / Мог в камень обратить. Вот если
б мне теперь / Такой же дар! Лишь каменные статуи / Кругом стояли молча
бы, куда ни глянь».
Увидев Сострата, робко стоящего неподалеку, старик произносит гневно-ироническую
тираду и уходит в дом. Тем временем на сцене появляется дочь Хнемона
с кувшином. Ее няня, черпая воду, уронила ведро в колодец. А к возвращению
отца с поля вода должна быть нагрета.
Стоящий тут же Сострат (он ни жив ни мертв от счастья и волнения)
предлагает девушке помощь: он принесет воду из источника! Предложение
принято благосклонно. Знакомство состоялось.
Присутствие Сострата обнаруживает Дав, раб Горгия. Он предупреждает
хозяина: неподалеку «пасется» некий юнец, явно «положивший глаз» на
сестру Горгия. А честные ли у него намерения — Неизвестно...
Входит Сострат. Горгий, не только порядочный и трудолюбивый, но и
решительный юноша, сперва неправильно его оценив («Сразу видно по глазам
— подлец» ), решает все же побеседовать с пришельцем. И после разговора,
как человек умный, понимает свою первоначальную ошибку. Вскоре оба проникаются
взаимной симпатией.
Горгий честно предупреждает влюбленного, сколь трудно будет договориться
с его отчимом — отцом девушки. Но, поразмыслив, решает помочь Сострату
и дает ему ряд советов.
Для начала, чтобы «войти в образ», богатый юноша целый день самоотверженно
отдается непривычным для него полевым работам, дабы подозрительный Кнемон
решил: Сострат — бедняк, живущий собственным трудом. Это, надеются оба
юноши, хоть немного примирит старика с мыслью о возможном замужестве
любимой дочери. А в святилище Пана родственники Сострата и он сам готовятся
к торжественным жертвоприношениям. Шум священных приготовлений (вблизи
его дома!) выводит Кнемона из себя. А когда сначала раб Гета, а затем
повар Сикон стучатся к нему в дверь с просьбой одолжить кое-какую посуду,
старик окончательно приходит в неистовство.
Вернувшийся с поля Сострат так изменился за день (загорел, от непривычного
труда сгорбился и еле передвигает ноги), что даже рабы не узнают своего
хозяина. Но, как говорится, нет худа без добра.
Возвращается с поля и Кнемон. Он ищет ведро и мотыгу (и то и другое
старая служанка Симиха уронила в колодец). Между тем Сострат и Горгий
уходят в святилище Пана. Они уже почти друзья.
Кнемон в гневе сам пытается спуститься в колодец, но гнилая веревка
обрывается, и злобный старик падает в воду. Об этом воплем возвещает
выбежавшая из дому Симиха.
Горгий понимает: настал «звездный час» Сострата! Вдвоем они вытаскивают
охающего и ругающегося Кнемона из колодца.
Но именно Сострату приписывает умный и благородный Горгий ведущую
роль в спасении сварливого старца. Кнемон начинает смягчаться и просит
Горгия в дальнейшем взять на себя заботы о замужестве сестры.
Сострат в ответ предлагает Горгию в жены свою сестру. Сначала честный
юноша пытается отказываться: «Непозволительно, / Женив тебя на собственной
сестре, твою взять в жены». Добропорядочного юношу смущает и то, что
он беден, а семья Сострата — люди богатые: «Несладко мне / Чужим добром
кормиться незаслуженно. / Свое нажить хочу».
Недоволен сперва перспективой второго «неравного брака» и Каллипид
— отец Сострата. Но в конце концов и он дает согласие на обе свадьбы.
Сдается, наконец, и Кнемон: брюзга даже соглашается, чтобы рабы отнесли
его в святилище Пана. Завершается комедия словами одного из рабов, обращенными
к зрителям: «Порадуйтесь, что старика несносного / Мы одолели, щедро
нам похлопайте, / И пусть Победа, дева благородная, / Подруга смеха,
будет к нам всегда добра». дает возможность представить следующее: Габротонон
узнает Памфилу (они встречались на том злополучном празднике Таврополий),
а обиженная и обесчещенная жена Харисия узнает его перстень и понимает:
виновник ее несчастья — собственный муж!
А Харисий пока знает лишь то, что его жена — мать незаконнорожденного
ребенка. В то же время он понимает, что и сам далеко не безупречен и
не вправе столь сурово судить Памфилу. Но тут появляется добрая Габротонон
и рассказывает Харисию все, что знает. Непутевый юноша-гуляка счастлив:
у них с Памфилой есть сын!
Радостью сменяется и недовольство Смикрина: он стал счастливым дедом
пятимесячного внука! Все довольны и даже счастливы. Так благополучно,
как и положено, завершается комедия.
Ю. В. Шанин
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|