ИНДИЙСКАЯ (САНСКРИТСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
Автор пересказов П. А. Гринцер
Калидаса (Kalidasa) IV–V вв. ?
Рождение Кумары (Kumara-sambhava) — Поэма, оставшаяся, как полагают,
неоконченной и дополненная позднее
Могучий демон Тарака, которому за совершенные им аскетические подвиги
Брахма в свое время даровал необоримую силу, устрашает и унижает небесных
богов, так что даже их царь Индра вынужден платить ему дань. Боги молят
Брахму о помощи, но тот ничем не может облегчить их участь и только
предрекает, что вскоре у Шивы родится сын, который единственный способен
сокрушить Тараку. Однако у Шивы еще нет жены, и боги предназначают ему
в супруги дочь царя гор Хималая Парвати, при рождении которой землю
осыпал цветочный дождь, предвещающий благо всему миру, озаряющую своим
ликом все стороны света, совмещающую в себе все что ни есть прекрасного
на земле и на небе.
Чтобы снискать любовь Шивы, Парвати отправляется в его обитель на
горе Кайласе, где Шива предается суровому подвижничеству. Добиваясь
его расположения, Парвати преданно заботится о нем, но, погруженный
в глубокое самосозерцание, Шива даже не замечает ее усилий, бесстрастен
и равнодушен к ее красоте и услужливости. Тогда на помощь ей приходит
бог любви Кама, вооруженный луком с цветочными стрелами. С его приходом
в покрытых снегом горах расцветает весна, и только обитель Шивы чужда
ликованию природы, а сам бог по-прежнему остается неподвижным, безмолвным,
глухим и к весенней прелести, и к обращенным к нему словам любви. Кама
пытается пронзить своею стрелой сердце Шивы и растопить его холод. Но
Шива мгновенно сжигает его пламенем своего третьего глаза. Возлюбленная
Камы Рати горько рыдает над горсткой пепла, оставшейся от ее супруга.
Она готова покончить с собою, разведя погребальный костер, и только
голос с неба, возвещающий ей, что Кама возродится, как только Шива обретет
счастье любви, удерживает ее от исполнения своего намерения.
После сожжения Камы удрученная безуспешностью своих стараний Парвати
возвращается в отчий дом. Сетуя на бессилие своей красоты, она надеется,
что только умерщвление плоти поможет ей достичь поставленной цели. Переодевшись
в грубое платье из лыка, питаясь только лучами луны и дождевой водой,
она предается, подобно Шиве, жестокой аскезе. Спустя какое-то время
к ней приходит молодой отшельник и пытается отговорить от изнуряющего
ее подвижничества, которого недостоин, по его словам, жестокий, отталкивающий
своим равнодушием и безобразием Шива. Парвати в негодовании отвечает
страстной хвалой Шиве, единственному, кому принадлежат ее сердце и помыслы.
Незнакомец исчезает, и вместо него появляется сам Шива, великий бог,
который принял облик молодого отшельника, чтобы испытать глубину чувств
Парвати. Убедившись в ее преданности, Шива готов теперь стать ей любящим
супругом и слугою.
Он посылает сватами к отцу Парвати Хималаю семерых божественных мудрецов
— риши. Тот назначает свадьбу на четвертый день после их прибытия, и
к ней радостно готовятся жених и невеста. В свадебной церемонии принимают
участие Брахма, Вишну, Индра, бог солнца Сурья, ее оглашают чудесным
пением небесные певцы — гандхарвы, украшают чарующим танцем небесные
девы — апсары. Шива и Парвати восходят на золотой трон, богиня счастья
и красоты Лакшми осеняет их небесным лотосом, богиня мудрости и красноречия
Сарасвати произносит искусно составленное благословение.
Медовый месяц Парвати и Шива проводят во дворце царя Хималая, затем
отправляются на гору Кайласу и, наконец, уединяются в чудесном лесу
Гандхамадане. Терпеливо и нежно обучает Шива застенчивую Парвати искусству
любовной ласки, и в любовных утехах для них как одна-единственная ночь
проходят сто пятьдесят времен года, или двадцать пять лет. Плодом их
великой любви и должно стать рождение Кумары, бога войны, известного
также под именами Сканды и Карттикеи.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|