ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Средневековые французские фарсы XV в.
Адвокат Пьер Патлен (Maistre Pierre Pathelin)
Адвокат Патлен жалуется Гильеметте, своей жене, что никто уже не нуждается
в его услугах. В былые времена от клиентов отбою не было, теперь же
он по целым неделям сидит без работы. Прежде они ни в чем себе не отказывали,
а теперь вынуждены ходить в отрепьях и питаться сухими хлебными корками.
Так жить больше нельзя, необходимо что-то предпринять. Мало ли на свете
простаков, которых Патлену — ловкачу и хитрецу — ничего не стоит обвести
вокруг пальца!
Адвокат отправляется к суконщику, известному всем своей скупостью.
Патлен расхваливает щедрость и доброту его покойного отца, которого
сам и в глаза не видел, хотя, по слухам, старик был таким же скрягой,
как и его сын. Адвокат вскользь упоминает о том, что отец суконщика
никогда не отказывал ему в кредите. Льстивыми речами Патлен располагает
к себе угрюмого и недоверчивого суконщика и завоевывает его симпатию.
В беседе с ним он невзначай упоминает о том, что сильно разбогател и
все подвалы у него полны золота. Он охотно купил бы сукно, но не прихватил
с собой денег. Адвокат обещает дать за сукно тройную цену, но только
вечером, когда суконщик придет к нему отужинать.
Патлен возвращается домой с сукном и рассказывает Гильеметте о том,
как ловко он надул суконщика. Жена недовольна: она боится, что ее мужу
несдобровать, когда обман раскроется. Но хитрый Патлен уже придумал,
как избежать расплаты. Когда вечером скряга является к нему в дом, предвкушая
даровое угощение и радуясь, что так дорого продал свой товар, жена адвоката
уверяет суконщика, что муж при смерти и уже несколько недель не выходит
из дому. Видно, за сукном приходил кто-то другой и назвался именем ее
мужа. Однако суконщик ей не верит и требует денег. Наконец Гильеметта,
рыдая, проводит упрямого торговца в комнату Патлена, который ловко разыгрывает
перед ним роль умирающего. Тому ничего не остается, как уйти несолоно
хлебавши.
Возвращаясь домой, суконщик встречает нерадивого и плутоватого слугу,
который пасет его овец, и на нем срывает свой гнев. Пусть теперь слуга
ответит перед судом, куда пропадают овцы: что-то они слишком часто болеют
овечьей оспой.
Слуга встревожен, ибо на самом деле это он украл хозяйских овец. Он
приходит за помощью к Патлену и просит быть его защитником в суде. Адвокат
соглашается, но за высокую плату. Хитрец подговаривает слугу, чтобы
тот на все его вопросы по-овечьи блеял, не говоря ни единого слова.
Суконщик, его слуга и адвокат являются в суд. Увидев Патлена, живого
и здорового, скряга догадывается, что тот обманул его, и требует вернуть
сукно или деньги. Совсем потеряв голову от гнева, он тут же набрасывается
и на слугу, который ворует его овец. Суконщик так взбешен, что судье
непонятно, кого и в чем тот обвиняет. Адвокат подсказывает судье, что,
вероятно, торговец не в своем уме. Но поскольку суконщик требует разбирательства,
адвокат приступает к своим обязанностям. Он начинает задавать вопросы
слуге, но тот только блеет, как овца. Судье все ясно: перед ним двое
умалишенных и ни о каком разбирательстве не может быть и речи.
Довольный таким исходом, слуга в ответ на требование Патлена уплатить
ему обещанную сумму блеет по-овечьи. Раздосадованный адвокат вынужден
признать, что на этот раз в дураках остался он сам.
Новый Патлен (Le Nouveau Pathelin)
Адвокат Пьер Патлен, плут и мошенник, всем известный своими ловкими
и дерзкими выходками, снова ищет очередного простака, чтобы поживиться
за его счет. На базарной площади он видит меховщика и решает обмануть
его старым, испытанным способом, как однажды он уже провел суконщика.
Узнав имя торговца, адвокат выдает себя за близкого друга его покойного
отца и вспоминает о том, что не то самого меховщика, не то его родную
сестру крестил отец Патлена. Простодушный торговец искренне радуется
неожиданной встрече. Патлен приценивается к мехам, чтобы купить их для
своего дальнего родственника, священника, но у него с собой нет денег.
Поэтому он предлагает отправиться к священнику, с которым меховщик может
заключить выгодную сделку. Адвокат якобы для того, чтобы помочь торговцу,
взваливает на себя тюк с мехами.
Патлен подходит к священнику, который сидит в исповедальне, и просит
его отпустить грехи его другу, который очень хочет исповедаться. Он
объясняет ему, что тот богат, и готов пожертвовать церкви крупную сумму.
К несчастью, он не совсем здоров, часто заговаривается и бредит, но
пусть это не смущает святого отца. Священник, предвкушая щедрое вознаграждение,
обещает Патлену выслушать его страждущего друга.
Адвокат сообщает торговцу, что сделка заключена и меховщику осталось
только получить со священника деньги: он должен дождаться своей очереди
и зайти в исповедальню, а сам Патлен тем временем закажет обед в ближайшей
таверне, чтобы отпраздновать встречу и выгодную продажу всей партии
товара. Когда доверчивый торговец заходит в исповедальню, Патлен забирает
тюк с мехами и уходит, смеясь над глупостью мнимого родственника.
Наконец меховщик подходит к священнику и требует у него деньги. Тот,
помня предостережение адвоката, приступает к исповеди, но торговец и
не думает каяться в грехах и настойчиво просит священника рассчитаться
с ним за купленные меха. Через некоторое время и священник и торговец
понимают, что хитрый Патлен разыграл с ними злую шутку. Меховщик бросается
в таверну, но Патлена и след простыл.
Завещание Патлена (Le Testament de Pathelin)
Адвокат Патлен уже не тот полный сил и задора ловкач и пройдоха, каким
его знали все в округе. Он состарился, стал больным и немощным и чувствует
приближение конца. Когда он был молод, он с легкостью зарабатывал деньги,
теперь же силы его на исходе и он никому не нужен. Он по-прежнему занимает
должность адвоката в суде, но теперь его клиенты — беднота, поэтому
дела его идут неважно. Вместе со своей женой Гильеметтой он доживает
свой век в бедности и забвении. Одно утешение осталось ему в жизни —
вино.
Он собирается идти в суд, но чувствует себя так плохо, что ему приходится
лечь в постель. Решив, что настал его смертный час, Патлен посылает
Гильеметту за аптекарем и священником. Скоро оба являются к адвокату:
один для того, чтобы попытаться вернуть его к жизни, другой — приготовить
его к предстоящей встрече со Всевышним. Аптекарь уговаривает Патлена
принять порошки и лекарства, но тот отказывается от всех его снадобий
и требует вина. Священник готов принять исповедь умирающего, но тот
и слышать не хочет об отпущении грехов и жаждет одного только вина.
Гильеметта умоляет мужа подумать о спасении души, но тот не внемлет
ее мольбам, Священник просит упрямца вспомнить о всех прегрешениях,
которые тот совершил за всю жизнь. Наконец он соглашается поведать святому
отцу о своих ловких проделках. Он хвалится тем, что однажды надул жадного
суконщика, взяв у него шесть локтей лучшего сукна и не заплатив ни медяка.
Однако он отказывается рассказывать о том, как его самого обвел вокруг
пальца слуга суконщика, после того как он избавил вора от суда. Видя,
что смерть Патлена уже близка, священник отпускает ему грехи. Теперь
настало время по всем правилам составить завещание. Но у Патлена ничего
нет, и он завещает жене пустую шкатулку без единой монеты, а духовнику
— прелести Гильеметты. Прощаясь с миром, в котором для него важнее всего
было есть, пить и плутовать, Патлен завещает похоронить себя в винном
погребе, под винной бочкой, и испускает дух.
Женатый любовник (Le Ribault Marie)
Между мужем и женой вспыхивает ссора из-за того, что она подозревает
его в измене. Разгневанный муж уходит, а жена жалуется соседке. Та обещает
подруге разузнать, справедливы ли ее опасения. У них созревает план:
когда муж вернется домой, жена притворится встревоженной и в ответ на
его вопросы скажет ему, что он страдает неизлечимой болезнью. Потом
она приведет с собой служанку, переодетую священником, которая на исповеди
постарается выведать у него всю правду.
Приходит муж и требует обед, а жена при виде его начинает рыдать и
убиваться. Ей так ловко удается сыграть свою роль, что муж и сам начинает
верить, что он опасно болен. Женщина бежит за священником.
Переодетая служанка приступает к исповеди. Испуганный близостью смерти,
супруг раскаивается в своих грехах и признается, что действительно изменял
жене. Оказывается, что его любовница — дочь соседки. Разгневанные женщины
решают раз и навсегда проучить потерявшего всякий стыд сластолюбца.
Мнимый священник налагает на грешника епитимью: он должен раздеться
донага и на коленях вымаливать у жены прощение. Когда он выполняет это
требование, жена и соседка набрасываются на него с розгами. Пристыженный
муж клянется жене в вечной любви и верности и обещает впредь никогда
не изменять ей.
Брат Гильбер (Le Frere Guillebert)
Молодая женщина жалуется куме, что ее престарелый супруг не способен
погасить пламя ее любовной страсти. Кума советует ей искать утешения
на стороне и завести любовника. Их разговор подслушивает монах, брат
Гильбер, распутник и сластолюбец. Он предлагает жене старика свои услуги
и уверяет ее, что она не пожалеет, если согласится назначить ему свидание.
Та приглашает его на следующий день, когда муж уйдет на базар. Монах
приходит в назначенный час, но старик неожиданно возвращается за мешком.
Жена прячет брата Гильбера под комод, и он ложится на тот самый мешок,
за которым вернулся старик. Принимая за мешок висящие на гвозде штаны
монаха, он берет их и уходит. Перепуганный монах тоже хочет уйти, но
обнаруживает пропажу штанов. Жена в отчаянии, она не знает, что делать,
и идет за советом к куме. Та успокаивает ее и говорит, что сможет обвести
мужа вокруг пальца. Встретив разъяренного старика, она убеждает его,
что штаны, которые он нашел в своем доме, — святыня, ибо их носил святой
Франциск. Женщины, страдающие бесплодием, натирают ими живот и бедра,
прежде чем возлечь с супругом. Кума уверяет ревнивца, что лишь благодаря
этим штанам, которые любезно доставил из монастыря брат Гильбер, его
жена забеременела. Старик верит куме и раскаивается в том, что заподозрил
жену в измене. Брат Гильбер приходит за штанами и после молитвы позволяет
супругам облобызать святыню.
А. В. Вшилянская
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|