ТУРКМЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Абдаллах ибн Фарадж XV в.
Книга моего деда Коркута — Поэтическая эпопея (1482)
Первая поэма. ПЕСНЬ О БУГАЧ-ХАНЕ, СЫНЕ ДИРСЕ-ХАНА
Байындыр-хан по давно установившейся среди огузов традиции устроил
пир для беков. При этом он приказал поставить белые шатры для тех, у
кого есть сыновья, красные для тех, у кого нет сыновей, но есть дочь,
и черные шатры для бездетных беков. Чтобы сильнее унизить последних,
он велел подавать им пищу из мяса черного барана и посадить их на черный
войлок.
Так поступили с видным беком Дирсе-ханом, который прибыл со своей
дружиной на церемонию. Он в гневе покинул ставку Байындыр-хана. Дома
по совету жены Дирсе-хан устроил пир, накормил голодающих, раздал щедрую
милостыню, вымаливая таким образом у Бога сына. У него родился сын,
которого стали воспитывать так, как было принято у знати. В пятнадцатилетнем
возрасте, играя со своими сверстниками, он вдруг увидел свирепого ханского
быка, которого вели на площадь. Его товарищи бросили игру и спрятались.
Но смелый юноша ударом кулака заставил отступить бросившегося на него
разъяренного быка, а затем отрезал ему голову. При бурном восторге огузских
беков Коркут нарек его именем Бугач (Бык). По огузской традиции отец
выделил сыну наследство и дал ему бекство. Однако дружинники Дирсе-хана,
завидуя смелости юноши и власти, которой он достиг, начали плести вокруг
него интриги. Кончилось тем, что Дирсе-хан на охоте смертельно ранил
своего Бугача. Мать с трепетом ждала возвращения сына из первого выезда
на охоту; готовилась даже, по обычаю огузов, устроить пир по этому случаю.
Встретив одного лишь мужа, она бросилась к нему с расспросами и упреками.
Не получив ответа, она взяла своих сорок девушек-воительниц и отправилась
искать сына,
Юноша лежал в крови, еле отгоняя от себя стервятников. Появился Хызыр
и предупредил его, что лекарством от ран может быть сок горных цветов,
смешанный с молоком матери, и тут же исчез. Приехала мать, увезла сына,
вылечила, но все это держала в тайне от мужа. Юноша окончательно выздоровел.
Тем временем сорок дружинников Дирсе решили покончить с самим ханом:
сговорились связать его и передать в руки врагов. Узнав об этом, жена
хана обратилась к сыну, рассказала ему о случившемся и попросила выручить
отца. Бугач отправился один навстречу злоумышленникам и настиг их на
стоянке. Дирсе-хан не узнал сына, попросил у изменников разрешения вступить
в бой с юношей, с тем чтобы в случае победы они освободили его. Те согласились.
Но юноша вступил в бой с сорока изменниками, часть из них убил, часть
взял в плен, а отца освободил. Бугач-хан получил бекство от Байындыр-хана,
а Коркут сложил о нем поэму-огузнаме.
Третья поэма. ПЕСНЬ О БАМСЫ-БЕЙРЕКЕ, СЫНЕ КАМ-БУРЫ
Увидев сыновей беков, несущих службу на приеме у Байындыр-хана, Кам-Бура-бек
сильно загрустил: ведь у него не было сына. Присутствующие на пиру помолились
Богу, чтобы он ниспослал ему сына. Тут же другой бек сказал о своем
желании иметь дочь. Беки помолились и за него. При этом оба бека условились
поженить своих будущих детей. И вот у Кам-Бура родился сын, которого
назвали Бамсы-Бейрек.
Мальчик быстро рос и мужал. В пятнадцать лет он стал богатырем, Однажды
со своими сверстниками он отправился на охоту. К нему обратились купцы
с жалобой на разбойников. Юноша разгромил отряд разбойников и вернул
купцам товары.
Примечательно в этом эпизоде то, что юноша, проявив геройство, обрел
право на инициацию по древнейшему обычаю огузов.
Охотясь в другой раз, Бамсы-Бейрек заметил в степи шатры, которые
принадлежали помолвленной с ним сверстнице. Деде-Коркут был послан сватом.
Сыграли свадьбу, но в первую же брачную ночь правитель крепости Байбурд
напал на ставку юноши и увел его в плен. Семнадцать лет Бамсы-Бейрек
провел в темнице. Тем временем распустили слух о его смерти, а жену
вынудили согласиться на брак с другим молодым беком. Дав согласие, она,
однако, отправила купцов на поиски мужа. Последние смогли сообщить Бамсы-Бейреку
о случившемся. Бамсы-Бейреку удалось бежать. Недалеко от темницы он
обнаружил своего коня и пустился в путь. По дороге встретил певца, который
шел на свадьбу, обменяв своего коня на музыкальный инструмент, он пришел
на свадьбу, притворившись юродивым. Своими выходками Бейрек начал забавлять
людей, а потом принял участие в состязаниях по стрельбе из лука и вышел
победителем. Его выходки понравились Казану. Последний назначил Бейрека
беком свадьбы. Пользуясь этим, Бейрек отправился на женскую половину
и потребовал, чтобы невеста станцевала для него. Увидев свой перстень
на ее пальце, он открылся жене. Свадьба расстроилась. В финале Бейрек
нападает на крепость Байбурд и освобождает тридцать девять своих соратников.
Пятая поэма. ПЕСНЬ ОБ УДАЛОМ ДУМРУЛЕ, СЫНЕ ДУХА-КОДЖИ
Некий Делю Думрул, сын Духа-коджи, построил мост над безводным руслом
реки и взимал по тридцать три деньги с тех, кто проходил по мосту, и
по сорок — с тех, кто не проходил по нему. Он похвалялся, что нет и
не было человека, равного ему по силе. Однажды у моста остановилось
кочевье. И был среди пришельцев больной джигит, который вскоре скончался.
Поднялся плач по нему. Прискакал к кочевью Делю Думрул и спросил, кто
убийца джигита. Узнав, что юношу лишил жизни «краснокрылый Азраил»,
он расспросил о нем и потребовал от Бога, чтобы тот послал к нему Азраила
помериться с ним силой. Он хотел наказать его так, чтобы тот больше
не осмеливался лишать молодых людей жизни.
Богу не понравилась дерзость Делю Думрула, и он приказал Азраилу отнять
у Делю жизнь. Как-то Делю Думрул сидел со своими сорока джигитами и
распивал вино. Вдруг появился Азраил. Вне себя от ярости, бек заорал
на него, вопрошая, как это он, такой безобразный, явился к нему без
предупреждения. Узнав, что перед ним Азраил, Делю Думрул приказал запереть
двери и бросился на него с мечом. Азраил, превратившись в голубя, выпорхнул
в окошко. Это еще больше распалило Делю Думрула. Он взял своего орла
и поскакал за Азраилом. Убив пару голубей, он вернулся домой. И здесь
перед ним вновь предстал Азраил. Испуганный конь свалил своего седока.
Тут же Азраил сел Делю на грудь и готов был лишить его жизни. На мольбу
Делю Думрула пощадить его Азраил ответил, что он всего лишь посланник
всемогущего Бога, только Бог дарует и отбирает жизнь. И это было откровением
для Делю Думрула. Он попросил Бога сохранить ему жизнь за то, что покорился.
Бог велел Азраилу оставить его в живых, однако взамен потребовал жизнь
кого-то другого. Делю Думрул отправился к своим престарелым родителям
с просьбой, чтобы кто-либо из них пожертвовал собой за него. Родители
не согласились. Тогда Делю Думрул попросил Азраила выполнить последнее
его желание: зайти с ним к его жене, чтобы отдать распоряжения перед
смертью. Прощаясь с женой, Делю Думрул велел ей выйти замуж, чтобы дети
не росли без отца. Жена готова была отдать жизнь за него. Бог, однако,
не принял ее душу, а велел Азраилу лишить жизни родителей Делю Думрула,
верным же супругам обещал по сто сорок лет жизни.
Шестая поэма. ПЕСНЬ О КАН-ТУРАЛЫ, СЫНЕ КАНГЛЫ-КОДЖИ
В век огузов жил мудрый муж по имени Канглы-коджа. Задумал он женить
своего сына Кан-Туралы, а тот предъявил необычные требования к невесте:
она должна вставать с постели раньше, чем муж, седлать коня и садиться
на него раньше, чем муж, и прежде чем муж нападет на гяуров, она должна
напасть на них и принести их головы. Канглы-коджа предложил сыну самому
искать себе невесту. Юноша объездил весь огузский мир, но тщетно: он
не обнаружил невесты по своему вкусу. Тогда на поиски отправился его
отец вместе со старейшинами, и тоже безрезультатно. И вот старики решили
отправиться в Трапезунд, у правителя которого была красавица дочь богатырского
сложения, способная натянуть двойной лук. Отец девушки объявил, что
выдаст дочь за того, кто сумеет одолеть трех зверей: льва, черного быка
и черного верблюда.
Услышав о таких страшных условиях, Канглы-коджа решил все это рассказать
сыну. «Если он найдет в себе достаточно мужества, то пусть претендует
на руку девушки, если нет, то пусть удовлетворится девушкой из огузов»,
— подумал он.
Кан-Туралы не испугали эти условия. В сопровождении сорока соратников
он отправился в Трапезунд и был принят с почестями. Юноша победил зверей.
Сыграли свадьбу, но жених решил немедленно вернуться домой и сыграть
свадьбу по своим обычаям и только тогда соединиться с возлюбленной.
По дороге домой Кан-Туралы решил отдохнуть. Выбрали подходящее место.
Юноша заснул. Сельджан-хатун, невеста Кан-Туралы, опасаясь коварства
со стороны отца, надела на себя доспехи и стала наблюдать за дорогой,
пока жених спал. Ее опасения оправдались. Правитель Трапезунда решил
вернуть обратно свою дочь и отправил большой отряд следом за Кан-Туралы.
Сельджан-хатун быстро разбудила жениха, и они вступили в бой, во время
которого она потеряла Кан-Туралы из виду. Девушка нашла его пешего и
раненного в глаз. Запекшаяся кровь ослепила его. Они вдвоем бросились
на гяуров и истребили всех. По окончании боя Сельджан-хатун посадила
на коня раненого жениха и отправилась в дальнейший путь. По дороге Кан-Туралы,
боясь опозорить себя тем, что спасся благодаря помощи женщины, решил
расправиться с Сельджан-хатун. Она, обиженная нападением жениха, приняла
бой и чуть не убила его. Затем состоялось примирение. Кан-Туралы понял,
что нашел такую девушку, которую хотел. Снова сыграли свадьбу.
Восьмая поэма. ПЕСНЬ О ТОМ, КАК БАСАТ УБИЛ ДЕПЕГЕЗА
Однажды враг напал на огузов. Становище откочевало. В суматохе был
обронен младенец Аруз-коджи. Его подобрала львица и вскормила. Через
некоторое время огузы вернулись на свою стоянку. Табунщик сообщил, что
ежедневно из камышовых зарослей появляется какое-то существо, которое
ходит, как человек, поражает коней и сосет кровь. Аруз узнал в нем своего
пропавшего сына, взял его домой, но он то и дело уходил в логово льва.
Наконец Деде-Коркут внушил ему, что он человек и ему следует быть с
людьми, ездить на скакунах, и дал ему имя Басат.
В другой раз, когда огузы откочевали на летовку, пастух Аруза встретил
у источника нескольких пери, поймал одну из них, сошелся с ней, после
чего пери улетела, сообщив пастуху, чтобы тот через год пришел и забрал
у нее свой «залог». Через год, когда огузы снова прикочевали на летовку,
пастух обнаружил у того источника яркую блестящую кучу. Прилетела пери,
позвала пастуха, передала ему его «залог» и прибавила: «Ты на огузов
навлек гибель».
Пастух стал кидать в кучу камни. Но с каждым ударом она росла. У источника
появились огузские беки во главе с Байындыр-ханом. Джигиты начали бить
по куче. Но она все росла. Наконец Аруз-коджа коснулся ее шпорами, она
лопнула, и из нее вышел мальчик с одним глазом на голове. Аруз взял
этого мальчика, принес к себе домой. Пригласили нескольких кормилиц,
но всех он погубил: «Раз потянул грудь, взял все молоко, до капли; другой
раз потянул, взял у нее всю кровь; третий раз потянул, взял ее душу».
Тогда стали кормить его овечьим молоком. Он рос быстро и стал нападать
на детей. Как Аруз ни наказывал его, ничего не помогало. Наконец выгнали
Депегеза из дому.
Появилась мать-пери, надела ему на палец перстень. Вышел Депегез за
пределы огузского стана, поднялся на высокую гору и сделался разбойником.
Он нападал на стада, на людей и всех пожирал. Никто не мог сравниться
с ним. Все видные огузские беки, в том числе и всемогущий Казан, потерпели
от него поражение. Тогда решили отправить к нему Деде-Коркута для переговоров.
Депегез потребовал по шестьдесят человек ежедневно на съедение. Сошлись
на том, что огузы будут давать ему по два человека и по пятьсот баранов
в день и приставят к нему двух поваров, которые будут готовить ему пищу.
Огузы отбирали людей поочередно из каждой семьи. У одной старухи было
два сына. Одного забрали, когда же очередь дошла до второго, она взмолилась.
Посоветовали ей обратиться к Басату, сыну Аруз-коджи, который славился
как богатырь. Басат согласился вступить в единоборство с людоедом, но
при первой же попытке сразиться с ним был схвачен, заключен в пещеру
и передан в руки поваров. Когда людоед спал, повара указали на единственное
его уязвимое место — глаз. Басат накалил вертел и ослепил им Депегеза.
Разъяренный людоед, чтобы поймать и наказать врага, встал у входа пещеры;
выпуская баранов, он проверял каждого из них, но Басату удалось выбраться
из пещеры в шкуре барана. Депегез еще трижды пытался побороть врага
(посредством волшебного перстня, заколдованного купола, в который он
помещал Басата, и волшебного меча), но тщетно. Наконец Басат убил людоеда
его же волшебным мечом.
X. Г. Кероглы
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|