ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Фаблио (Fabliau) — Средневековые французские басни (XII — начало
XIV в.)
О БУРЕНКЕ, ПОПОВСКОЙ КОРОВЕ
Как-то раз пошел один виллан — крестьянин, говоря по-русски, — с женой
в воскресенье к обедне. Поп проповедь читает, мол, Господь воздаст сторицею
за всякий дар от чистого сердца. Идут мужик с бабой домой, а он и говорит,
что, дескать, Буренка у нас не так чтобы много молока давала, что, если
мы ее и отведем в дар Богу-то?! А баба согласилась, чего же не отдать.
Вывел мужичок Буренку из хлева и за веревочку — к попу: прими, мол,
жертву, чем богаты, тем и рады, клянусь, нечего больше дать-то, нечего.
Говорит отец Констан, про себя радуется: «Ступай с миром, Господь воздаст
тебе, твое достояние умножит. Все бы так радели, так у меня из приходской
скотины цельное стадо бы вышло». Виллан домой, а алчный поп своим командует,
чтобы, говорит, попривыкла Буренка к нашему лугу, завяжите-ка ее с нашей
Белянкой. Связали коров одной веревкой. Которая своя, так той бы траву
только щипать, но чужая ведь домой тянет, да во всю мочь тащит, и через
поле, через лес, по деревне и другим лугом — к себе домой назад, так
Белянку поповскую и затащила. Мужик бабе: «Глянь-ка, говорил ведь батюшка,
что воздается сторицею! Вдвое уже выходит! Хлев просторнее ставить время
приспело». Какую мораль выведем из сей истории? Умному, если на Бога
надеется, пошлется вдвойне и более. А у дурака последнее отнимется.
Главное — чтобы в руку шло. Вон поп: кабы знал, где упадет, — соломки
бы то подтрусил бы!..
ЗАВЕЩАНИЕ ОСЛА
Между прочим, если человек умеет хорошо зарабатывать и при этом еще
и широко жить хочет, никуда ему не деться от клеветников и завистников.
Приглядитесь, кто и как у него за столом гуляет — из десяти шесть его
очернят при всяком удобном случае, а девять — от зависти готовы помешаться.
А при людях спину перед ним гнут и лебезят.
Я это к тому, что был в одном богатом селе священник. Скопидом был
отменный, накопил всего, что только можно, и деньгу большую имел, и
из одежды, и прочее. В средствах не стеснялся и зерно, скажем, всегда
мог придержать до лучшего времени, когда хорошая цена установится. Главное,
однако, был у него замечательный осел. Лет двадцать служил попу на совесть.
Не исключаю, что от того все богатство и пошло. И когда он помер, поп
его и похоронил на кладбище.
А тамошнего епископа нрав был совсем иной. Он был человек не жадный,
а даже тороватый. И любезный к хорошему человеку. Если кто к нему зайдет
или заедет — так самое любимое занятие для епископа — с добрым гостем
поговорить и закусить, ну а если занедужил — тут ему лучшее лекарство.
Однажды у епископа случился за столом один из доброхотов нашего попа,
у него не раз с удовольствием полным и искреннею благодарностью подкармливавшийся.
Зашла речь о скупердяйстве и мздоимстве духовенства. Тут этот гость
своевременно доводит: так вот и так, если, значит, с умом дело повести,
то из нашего попа можно большую иметь выгоду. Что такое? А то, что он
осла ведь в священную землю положил, как доброго христианина, бессловесное-то
животное. Вскипел епископ от такого над законом надругательства: «Порази
его гром, доставить его ко мне немедленно! Штрафовать будем!» Пришел
поп. Епископ на него: как он, мол, смел, да за такое преступленье по
церковному правилу я тебя в тюрьму. Батюшка просит день на размышление.
И не кручинится особенно, потому что на мошну имеет надежду нерушимую.
Идет утром к владыке и прихватывает с собою полновесных двадцать ливров.
Епископ опять на него — пуще вчерашнего, А он ему я вам, говорит,
сейчас все по совести, только отойдемте, ваше высокопреосвященство,
несколько в сторону, чтобы доверительный разговор был. А сам понимает,
что время пришло не брать, а давать, что дать сейчас — прибыльнее. И
начинает: что, мол, был у меня осел. Такой работящий — и заметьте, ведь
правду говорит, — что я на нем зарабатывал по двадцать су в день. И
умница, до того, что, вот видите, завещал вам двадцать ливров на вечное
поминовение, чтобы упастись от адского пламени. Епископ, конечно, говорит,
что Господь воздаст за смиренный труд и простит пес прегрешения.
Так и нашел управу епископ на богатея попа. И Рютбеф, рассказавший,
как было дело, из всего вывел назидание: кто идет к судье со взяткой,
может расправы не бояться, за деньги и осла выкрестят.
О ВИЛЛАНЕ, КОТОРЫЙ ТЯЖБОЙ ПРИОБРЕЛ РАЙ
Если вы не читали сами, то вот что, между прочим, в Писании писано.
Один виллан пом.ер в пятницу, рано утром. Помер и лежит, а душа уже
из тела вышла вон. Но по некой неизвестной причине не идут за нею пытать
ее ни черт, ни ангел. Душа туг же осмелела. Огляделась. В небе архангел
Михаил чью-то душу а рай несет. И вилланова душа за ними. Святой Петр
душу ту принял. И скоро к воротам возвращается. Смотрит — тут пилланова
душа. Ты откуда, кто тебя привел, почему без сопровождающего, спрашивает,
И говорит: нет у нас в раю места для хамов. А виллан ему: сам ты хам,
тоже мне благородный, это, говорит, ты трижды Господа предал, как в
Евангелии сказано, и за что тебя Бог в апостолы выбрал! Тебе самому
в раю, говорит виллан, делать нечего! Петр ему: мол, ступай прочь, неверный.
А сам застыдился, и пошел к апостолу Фоме. Фома рассердился и говорит
виллану, что рай принадлежит святым и угодникам светлым, а тебе, неверному,
тут места нету. Виллан, однако, дерзко в ответ; это кто же, мол, неверный,
если вас именно так и прозвали, потому что все апостолы Воскресшего
видели и уверовали, только вы им веры не дали и говорите, что не поверю,
пока сам раны не пощупаю. Значит, спрашивает виллан, кто из нас двоих
будет неверным? Фома, по виду, как бы устал ругаться и пошел к Павлу.
Павел было бегом к воротам, гнать мужика. Мол, где и как ты постился
и смирялся и так далее. Ступай, негодный! А мужик-то за свое: знаем
мы тебя, лысого, сам ты первый тиран, из-за тебя святого Стефана жиды
камнями забили. Уныл духом и Павел. Идет, на дороге Фома с Петром совещаются,
и решили втроем идти к Богу, ему суд и рассуждение. Поспешил Господь
к душе. Почему, спрашивает, ты одна здесь и апостолов моих поносишь,
как тебе тут без приговора остаться?! А мужичья душа Всеблагому отвечает:
раз апостолы Твои тут, то и мне тут остаться, я от тебя никогда же не
отрицался, в Твое по плоти светлое воскресение всегда верил и людей
на мучение не приговаривал. Им за такое рай не закрылся, так и мне пусть
откроется! Покамест жив был, я бедных привечал, угол всем давал, странников
поил и кормил, у огня грел, как умрут — в церковь прах провожал. Грех
ли это? Исповедовался я не ложно и смиренно Плоти и Крови твоей причащался.
Я сюда попал без помех, и не нарушать же Вам Ваш же закон, по которому
кто попал в рай, вечно в нем пребудет! Христос похвалил виллана, что
выиграл словесное прение, видно, говорит, хорошо учился.
Из этого дела урок такой: за себя нужно стоять крепко, потому что
хитрость исказила правду, подделка извратила естество, на всех путях
торжествует кривда и ловкость человеку теперь нужнее силы.
Т. Н. Котрелев
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|