ИНДИЙСКАЯ (САНСКРИТСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
Автор пересказов П. А. Гринцер
Бхавабхути (Bhavabhuti) первая половина VIII в.
Малати и Малхава (Malati-madhava) — Пьеса в стихах и прозе
Бхуривасу, министр царя города Падмавати, и Деварата, министр страны
Видарбхи, как только у Бхуривасу родилась дочь Малати, а у Девараты
— сын Мадхава, сговорились их обручить. Но царь Падмавати твердо решил
выдать замуж Малати за своего любимца — придворного Нандану. Воспрепятствовать
этому браку берется давняя подруга Бхуривасу и Девараты мудрая буддийская
монахиня Камандаки. Она приглашает Мадхаву в Падмавати и во время весеннего
празднества устраивает встречу Малати и Мадхавы, во время которой они
влюбляются друг в друга и обмениваются своими портретами и клятвами
вечной верности. Кроме того, Камандаки для осуществления своих планов
привлекает на сторону влюбленных сестру Нанданы Мадаянтику. На Мадаянтику
нападает вырвавшийся из клетки тигр, но ее спасает друг Мадхавы Макаранда
и завоевывает своим мужеством ее сердце.
Не считаясь с просьбами Бхуривасу, Малати и Мадаянтики, царь объявляет
о помолвке Малати и Нанданы. В отчаянии Мадхава идет на кладбище, готовый
заручиться поддержкой кладбищенских демонов, лишь бы расстроить готовящийся
брак. Но как раз тогда, когда он появляется на кладбище, туда прилетает
йогинл Капалакундада с похищенной ею Малати, чтобы наставник йогини
чародей Агхорагханта принес красивейшую девушку города в жертву кровавой
богине Чамдунде, или Дурге, и обрел неодолимую магическую силу. Мадхава
бросается на защиту Малати, убивает Агхорагханту, а Капалакундала в
бессильной злобе клянется отомстить ему и его возлюбленной.
Тем временем идут приготовления к свадьбе Малати и Нанданы. Во время
свадебной процессии Малати заходит в храм помолиться богам, и здесь
Камандаки переодевает ее, надевает ее венчальный наряд на Макаранду,
который в ходе дальнейшей церемонии подменяет невесту. Сама же Камандаки
укрывает Мадхаву и Малати в своей обители. Когда Нандана, оставшись
наедине с мнимой Малати, пытается овладеть ею, он неожиданно наталкивается
на решительный отпор и, раздосадованный и униженный, отказывается от
непослушной невесты. Успешно выполнив свою миссию, Макаранда вместе
с принявшей участие в обмане Мадаянтикой бегут в обитель Камандаки и
присоединяются к Малати и Мадхаве.
Однако испытания для влюбленных еще не кончаются. Мадхаве и Макаранде
приходится сразиться с городской стражей, преследующей беглецов. А во
время схватки прилетает Капалакундада и похищает Малати, намереваясь
предать ее жестокой смерти в отместку за гибель Агхорагханты. Мадхава,
узнав о похищении Малати, в отчаянии готов броситься в реку. Намерены
покончить счеты с жизнью и все его друзья и даже Камандаки, чей план
внезапно расстроился. Но тут появляется ученица и подруга Камандаки
Саудамини, владеющая великими тайнами йоги. Своим искусством она избавляет
Малати от плена и смерти и возвращает ее Мадхаве. Одновременно она оглашает
послание царя, в котором тот с согласия Нанданы дозволяет вступить в
брак Малати и Мадхаве, Мадаянтике и Макаранде. Радостное ликование сменяет
у участников событий недавние страх и уныние.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|