ИНДИЙСКАЯ (САНСКРИТСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
Автор пересказов П. А. Гринцер
Бана (Bana) VII в.
Кадамбари (Kadambari) — Роман в прозе, оставшийся недописанным
и законченный, по преданию, сыном. Баны — Бхушаной
К царю Шудраке приходит девушка из касты неприкасаемых (чандалов)
и дарит ему говорящего попугая. По просьбе Шудраки попугай рассказывает,
что, будучи птенцом, он едва спасся от горцев-охотников и нашел убежище
в обители мудреца-провидца Джамбади. Джамбали поведал попугаю о его
прошлых рождениях, за грехи которых он страдает в птичьем облике.
Некогда в городе Удджайини правил царь Тарапида, долго не имевший
детей. Однажды он увидел во сне, как в рот его жены Виласавати входит
полный месяц, и, когда после этого чудесного знамения у него родился
сын, он назвал его Чандрапидой («Увенчанный месяцем»). Одновременно
у министра Тарапиды Шуканасы тоже рождается сын — Вайшампаяна, и с раннего
детства он становится ближайшим другом Чандрапиды. Когда Чандрапида
вырос, Тарапида помазал его в наследники царства, и Чандрапида вместе
с Вайшампаяной во главе могучего войска отправляется в поход на завоевание
мира. После успешного завершения похода на обратном пути в Удджайини
Чандрапида, оторвавшись от свиты, заблудился в лесу и невдалеке от горы
Кайласа на берегу озера Аччхода увидел скорбящую девушку, занятую суровым
подвижничеством. Эта девушка по имени Махашвета, дочь одного из царей
полубогов-гандхарвов, рассказывает, что однажды во время прогулки встретила
двух юных отшельников: Пундарику, сына богини Лакшми и мудреца Шветакету,
и его друга Капинджалу. Махашвета и Пундарика с первого взгляда полюбили
друг друга, полюбили настолько сильно, что, когда Махашвете пришлось
вернуться к себе во дворец, Пундарика умер, не вынеся даже краткой разлуки
с нею. Махашвета в отчаянии пытается покончить с собой, но с неба спускается
некий божественный муж, утешает ее обещанием предстоящего свидания с
возлюбленным, а тело Пундарики уносит с собою на небо. Вслед за Пундарикой
и его похитителем устремляется в небо Капинджала; Махашвета же остается
жить отшельницей на берегу Аччходы.
Махашвета знакомит Чандрапиду со своей подругой, тоже царевной гандхарвов,
Кадамбари. Чандрапида и Кадамбари влюбляются друг в друга не менее пылко,
чем Пундарика и Махашвета. Вскоре и им приходится расстаться, так как
Чандралида по требованию отца на время должен возвратиться в Удджайини.
Он уезжает, оставив во главе войска Вайшампаяну, а тот на несколько
дней задерживается у Аччходы, где встречает Махашвету, к которой чувствует
непреодолимое влечение. Тоскующая по Пундарике и разгневанная настойчивым
преследованием Вайшампаяны, Махашвета проклинает его, предрекая, что
в будущем рождении он станет попугаем. И тут же, как только она произнесла
проклятие, юноша умирает.
Когда к Аччходе возвращается Чандрапида и узнает о печальной участи
друга, он сам падает бездыханным на землю. Кадамбари в отчаянии ищет
смерти, но снова внезапно звучит божественный голос, который повелевает
ей отказаться от своего намерения и оставаться у тела Чандралиды до
его предстоящего воскрешения. Вскоре к Кадамбари и Махашвете спускается
с неба Капинджала. Он узнал, что тело Пундарики унес на небо не кто
иной, как бог луны Чандра. Чандра поведал ему, что своими лучами однажды
доставил Пундарике, и так страдающему из-за любви к Махашвете, новые
мучения, и тот проклял его за бессердечие: обрек на земное рождение,
в котором бог луны должен испытать те же, что и Пундарика, любовные
муки. На проклятие Чандра ответил проклятием, по которому и Пундарика
в новом рождении разделит с богом луны его страдания. Вследствие взаимных
проклятий Чандра родился на земле как Чандрапида, а затем как Шудрака;
Пундарика же — сначала как Вайшампаяна, а затем в облике попугая, который
и поведал царю Шудраке историю своих былых рождений.
Благодаря подвижничеству отца Пундарики Шветакету срок произнесенных
Чандрой, Пундарикой и Махашветой проклятий подходит к концу. Однажды
Кадамбари, повинуясь внезапному порыву, обнимает тело Чандрапиды. Прикосновение
любимой возвращает царевича к жизни; тут же с небес спускается Пундарика
и попадает в объятия Махашветы. На следующий день Чандрапида и Кадамбари,
Пундарика и Махашвета празднуют в столице гандхарвов свои свадьбы. С
тех пор влюбленные уже не разлучаются, однако Чандра-Чандрапида часть
своей жизни (светлую половину лунных месяцев) проводит на небе в качестве
бога луны, а другую часть (их темную половину) на земле как царь Удджайини.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|