ИНДИЙСКАЯ (САНСКРИТСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
Автор пересказов П. А. Гринцер
Ашвагхоша (Asvaghosa) I — II вв.
Жизнь Будды (Buddhacarita)
Поэма в 28 песнях, от санскритского оригинала которой сохранились
лишь первые тринадцать с половиной, а остальные дошли в тибетском. и
китайском переложениях
У царя Шуддходаны из рода шакьев, живущего в городе Капилавасту в
предгорье Гималаев, рождается сын Сиддхартха. Рождение его необыкновенно:
дабы не доставлять мучения своей матери Майе, он появляется из ее правого
бока, и тело его украшено счастливыми знаками, по которым мудрецы предсказывают,
что он станет спасителем мира и учредителем нового закона жизни и смерти.
Безмятежно, в ничем не омраченном благополучии, протекают в царском
дворце детство и юность Сиддхартхи. В положенное время он женится на
красавице Яшодхаре, от которой имеет любимого сына Рахулу. Но однажды
Сиддхартха выезжает из дворца на колеснице и встречает сначала дряхлого
старика, затем раздутого от водянки больного и, наконец, мертвеца, которого
несут на кладбище. Зрелище смерти и страданий переворачивает все мировосприятие
царевича. Окружающая его красота кажется ему безобразием, власть, сила,
богатство представляются тленом. Он задумывается над смыслом жизни,
и поиск конечной истины существования становится его единственной целью.
Сиддхартха покидает Капилавасту и отправляется в долгое странствование.
Он встречается с брахманами, излагающими ему свою веру и учения; шесть
лет проводит в лесу с подвижниками, изнуряющими себя аскезой; царь Магадхи
Бимбисара предлагает ему свое царство, чтобы он смог воплотить на земле
идеал справедливости, — но ни традиционные мудрствования, ни умерщвление
плоти, ни безграничная власть не кажутся ему способными разрешить загадку
бессмысленности жизни. В окрестностях города Гайя под деревом Бодхи
Сиддхартха погружается в глубокое размышление. Демон-искуситель Мара
безуспешно пытается смутить его плотскими искушениями, воинство Мары
швыряет в него камни, копья, дротики, стрелы, но Сиддхартха даже не
замечает их, оставаясь недвижным и бесстрастным в своем созерцании.
И здесь, под деревом Бодхи, на него нисходит просветление: из Бодхисаттвы,
человека, которому суждено быть Буддой, он становится таковым — Буддой,
или Пробужденным, Просветленным.
Будда направляется в Бенарес и там произносит свою первую проповедь,
в которой учит, что есть страдание, есть причина страдания — жизнь и
есть путь к прекращению страдания — отказ от хотения, избавление от
желаний и страстей, освобождение от мирских уз — путь отрешенности и
духовного равновесия. Странствуя по городам и весям Индии, Будда вновь
и вновь повторяет это учение, привлекая к себе множество учеников, объединяя
тысячи людей в своей общине. Враг Будды Девадатта пытается его погубить:
он сбрасывает на него с горы огромный камень, но тот раскалывается и
не касается его тела; натравливает на него дикого разъяренного слона,
но тот смиренно и преданно припадает к стопам Будды. Будда поднимается
на небо и обращает в свою веру даже богов, а затем, завершив свою миссию,
устанавливает предел своей жизни — три месяца. Он приходит в город Кушинагару
на крайнем севере Индии, произносит там свое последнее наставление и,
навсегда прерывая для себя бесконечную цепь рождений и смертей, погружается
в нирвану — состояние полного покоя, бестелесного созерцательно бытия.
Кости Будды, оставшиеся после погребального костра, его ученики делят
на восемь частей. Семь уносят цари, явившиеся из дальних пределов земли,
а восьмая в золотом кувшине вечно хранится в Кушинагаре в воздвигнутом
в честь Будды храме.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|