АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Греция
Аристофан (Aristophanes) ок. 445–386 до н. э.
Облака (Nephelai) — Комедия (423 до н. э.)
В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За свою фило-софию
он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили именно за
то, что он слишком многое ставил под сомнение, разлагал (будто бы) нравы
и этим ослаблял государство. Но до этого было пока еще далеко: сперва
его только вывели в комедии. При этом приписали ему и такое, чего он
никогда не говорил и не думал и против чего сам спорил: на то и комедия.
Комедия называлась «Облака», и хор ее состоял из Облаков — развевающиеся
покрывала и почему-то длинные носы. Почему «Облака» ? Потому что философы
раньше всего стали задумываться, из чего состоит все разнообразное множество
предметов вокруг нас. Может быть, из воды, которая бывает и жидкой,
и твердой, и газообразной? или из огня, который все время движется и
меняется? или из какой-то «неопределенности» ? Тогда почему бы не из
облаков, которые каждую минуту меняют очертания? Стало быть, Облака
— это и есть новые боги новых философов. К Сократу это отношения не
имело: он как раз мало интересовался происхождением мироздания, а больше
— человеческими поступками, хорошими и дурными. Но комедии это было
все равно.
Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались
и не рассуждали, а смолоду твердо знали, что такое хорошо и что такое
плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось,
будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое
совсем не плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом
и написал Аристофан комедию «Облака».
Живет в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын,
молодой щеголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца
долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как
блохи. Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы,
которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду —
неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться
от кредиторов? И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.
Вот дом Сократа, на нем вывеска: «Мыслильня». Ученик Сократа объясняет,
какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал
ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула
Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки
мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными.
Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок,
а потом этими шажками вымерить прыжок. Или вот еще: жужжит комар гортанью
или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в
рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. А это что
такое? Географическая карта: вон посмотри, этот кружок — Афины. «Нипочем
не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке
этом ни одного не видно».
Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять
мироздание, нужно быть поближе к звездам. «Сократ, Сократ, заклинаю
тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!» — «Какими
богами? у нас боги новые — Облака». — «А Зевс?» — «Зачем Зевс? В них
и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь». — «Как это —
гром?» — «А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках
бурчит, это и есть гром». — «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве
Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то,
и такому-то, и такому-то, — а они ходят себе живехоньки!» — «Как же
с ними быть?» — «А язык на что? Научись переспоривать — вот и сам их
накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша священная троица!» Тем временем
хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится,
рекомендует публике поэта Аристофана.
Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого: они тебя в суд,
а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету,
вот тебе ничего и не будет за ложную клятву». Так что же, и впрямь с
правдой можно уже не считаться? «А вот посмотри». Начинается главный
спор, На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят
Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает.
«Где на свете ты видел правду?» — «у всевышних богов!» — «Это у них-то,
где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?» — «И у наших предков,
которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали
врагов и вели ученые беседы». — «Мало ли что было у предков, а сейчас
смирением ничего не добьешься, будь нахалом — и победишь! Иное у людей
— по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей, гуляй,
блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как
Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху,
глядь — Кривда и впрямь сильнее Правды. Стрепсиад с сыном радехоньки.
Приходит кредитор: «Плати долг!» Стрепсиад ему клянется: «Видит Зевс,
ни гроша я у тебя не брал!» — «Ужо разразит тебя Зевс!» — «Ужо защитят
Облака!» Приходит второй кредитор. «Плати проценты!» — «А что такое
проценты?» — «Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати
с приростом!» — «Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?»
— «Нет, куда же ему прирастать!» — «Тогда с какой же стати и деньгам
прирастать? Ни гроша с меня не получишь!» Кредиторы с проклятиями убегают,
Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: «Берегись, близка
расплата!»
Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад побранился с сыном:
не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает
палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона — отцов колотить!»
А сын приговаривает: «Захотим — возьмем и заведем! Это по уговору бить
отцов нельзя, а по природе — почему нет?» Тут только старик понимает,
в какую попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака
отвечают: «А помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!» Наученный
горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом
— поджигать его «мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец.
М. Л. Гаспаров
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание.
/ Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1997. – 848 с.
|